acoustic, blues, jazz, dream pop / Новосибирск "Музыка проникает в самые глубины души". Было бы здорово с...

Монологи: Gatos

acoustic, blues, jazz, dream pop / Новосибирск
"Музыка проникает в самые глубины души".

Было бы здорово собраться группой, но дело в том, что группы больше нет. Поэтому говорить я буду за себя, а я могу поделиться только личными впечатлениями и какими-то своими мыслями. Будут ли они иметь какое-то отношение к реальному положению вещей – я не знаю. На самом деле, я еще не осознала, что Гатос распались. Не исключено, что мы соберемся, и даже этим же составом, и будет новая прекрасная музыка. Но возможно и то, что этого не случится. Решение не было конфликтным: развитие любого проекта, любого человека, любой цивилизации либо идет на подъем, либо на спад, но невозможно стоять на месте. Так получилось, что у всех нас появились какие-то другие приоритеты, в пользу которых и был сделан выбор. Отчасти эти приоритеты музыкальные. То есть музыку мы не забросили, а, наоборот, дело как раз в том, что мы слишком заняты и просто не успеваем все.

Создатель группы – это слишком громкое слово. Оно ко мне абсолютно неприменимо. У меня была идея записи мини-альбома, и я понимала, что в одиночку это не осуществлю. Я искала гитариста: замысел был очень минималистичный, поэтому для записи гитары было достаточно. Я очень долго искала и наконец-то нашла. Мы встретились, пообщались, начали играть вместе, выучили те песни, которые собирались записывать, записали…. Так получилось, что остальные ребята услышали эту музыку и изъявили желание с нами работать, чему мы были несказанно рады, и продолжили путь уже вместе.

Начиналось все с Holly, и первый альбом был выпущен именно как Holly. Затем появилось название Holly & Gatos, чтобы как-то обозначить группу людей, которые вместе с Холли. Потом надобность в этом отпала, мы посовещались и стали просто Gatos, «котики».



Альбом мы записали за два часа, хотя готовились к записи недели две. Альбом вышел под названием Dark Proud Strong. Вообще, он на самом деле называется Black Flo. Почему я решила назвать альбом песней, которую записала чуть ли не в последний день, да еще и на диктофон телефона, играя на фортепиано, – не имею ни малейшего понятия. Когда я буду как-то систематизировать свое творчество, он однозначно будет называться Black Flo. И песня самая главная там – это, конечно, Black Flo, ей очень много лет, я написала ее еще за года два или три до Gatos, но в Gatos она приобрела причесанность. Гитарист, с которым мы записывали этот альбом, Никсон, очень быстро схватывал мои идеи, а потом как-то интерпретировал их, добавлял что-то свое. Это человек, очень секущий в кинематографии, он привнес в музыку такой лирический лоск, кинематографичность. Она там определенно есть, и это его заслуга тоже.

Gatos – это коллектив с собственным материалом, несмотря на обилие каверов. Причем последние песни были написаны всеми вместе. Например, Юля, пианистка, начинала играть, придумывала гармонию, я накладывала на эту гармонию какой-то текст и вокальную мелодию, подключались ребята, и придумывалась песня. Бывало даже так, что мы сочиняли новую песню прямо перед концертом, во время саундчека, и играли ее в тот же вечер.

Невозможно слушать свою музыку как музыку. Под нее невозможно расслабиться: ты как будто вскрываешь свою рану, какую-то свою историю. А я пишу песни в основном не тогда, когда мне хорошо. А еще слушаешь и думаешь: «Так, вот здесь ужасно, а вот это неплохо получилось, ага, вот это надо запомнить, еще пригодится». То есть технически слушаешь, анализируя, не расслабляешься, не думаешь: «Ах, здорово».

Я не пою о любви, а пою, например, о цветах. Или не пою о смерти, а пою о черном платье. То есть я пою об отвлеченных вещах, которые ассоциативно наталкивают на то, о чем я хочу поведать слушателям. О тексте в музыке я думала очень много и в разное время приходила к разным выводам. Вот года полтора-два назад я бы сказала, что текст не так важен, как гармония, которая из слов создает какой-то визуальный образ, а необязательно четкую историю. Еще относительно недавно я бы сказала, что текст – это вообще все, смысловая нагрузка в песне, самое важное и определяющее. Сейчас я думаю, что все зависит от музыки и от стилистики языка еще. Когда я пою на английском, то в тексте все – сплошная метафора. А на русском я еще не так много песен написала, чтобы вообще говорить об этом, но если сравнивать, то на нем у меня получаются чуть менее образные и чуть более прямолинейные тексты.



Очень сложно описывать себя в плане стилистики. В музыке Gatos есть что-то приблюзованное и приджазованное, но это не блюз и не джаз. Я пыталась это обозначить такими словами, как дрим-поп, в какой-то момент. Потом это было уже что-то совсем эклектичное. У нас был даже прикол, когда на вопрос о том, какую музыку мы играем, мы отвечали, что джаз, металл, веселую.

Большое спасибо ребятам в «Трубе» за то, что они дали нам возможность развиваться. Наверное, они были расположены к нам, потому что мы выступали там почти каждый понедельник. Не было изначально никакой договоренности, наш первый концерт там был в июле, потом нас пригласили еще... Было тяжко временами, иногда даже казалось, что все это зря, потому что не успевали, особенно учитывая, что некоторые из нас учились и учатся. Не было времени каждый раз готовить что-то новое, еще и хотя бы за неделю-две. Разные были времена, но хорошо, что это было. Возможно, и еще будет, кто знает.
Последний наш концерт был определяющим. Я тогда даже не знала, что он последний. Для меня он остался одним из самых значимых концертов. Серьезно, эти все вещи я никогда не делала на сцене. В самом конце выступления мы начали импровизировать, делать каждый свое, но при этом все вместе. В какой-то момент я начала общаться с силами не из этого мира, и это было чудесно. И люди это почувствовали, некоторые точно. Есть видеозапись всей это вакханалии, но она не отражает, конечно, того, что там было. Не знаю, как это звучало со стороны, но это даже неважно. Это было что-то большее, чем просто выступление, не знаю, как это выразить, но чем-то таким очень личным, очень сокровенным я тогда поделилась.

Танцующая пара у нас на сцене появилась, потому что хотелось добавить яркости именно в это выступление. Это был трибьют Эми Уайнхаус, а у нее на концертах можно увидеть двух колоритных афроангличан, или афроамериканцев, не знаю. Они вообще бэк-вокалисты, но еще они и пританцовывают здорово, очень позитивные чуваки – даже когда Эми в сомнительных состояниях расползалась по сцене, они создавали нужную атмосферу. Я подумала: «Если у меня будет что-то подобное, даже если я залажаю...» Ну, это я сейчас шучу. На самом деле, просто хотелось добавить визуальный элемент, чтобы и всем остальным захотелось подвигаться под ритмичные песни Эми. Это такой разовый был эксперимент, будет ли когда-нибудь что-нибудь подобное – да кто знает, возможно.

Я не понимаю слово «манера». Мне вот буквально недавно сказали: «Ты поешь все в одной какой-то своей манере». И я не знаю, что мне на это ответить, я не знаю, как мне это понять, я не понимаю, что такое манера. Есть очень экспрессивные песни, а есть очень тихие, аккуратные песни, где ты поешь другим абсолютно голосом, поешь тихо, нежно. Дело же в том, что ты вкладываешь в песню, когда поешь, какие эмоции, какая эмоция у тебя сейчас: гнев, злость, страсть, ненависть, любовь, нежность... Даже когда человек просто разговаривает, он же тоже все время звучит по-разному. Когда он шепчет любимому на ухо, он звучит иначе, чем когда он орет на подчиненных. Я утрированные примеры привожу, конечно. Но с вокалом так же – все зависит от песни.

Мой скэт – это все-таки имитация трубы, он довольно прямолинейный, а до сакса я в каких-то моментах не дотягиваю. Мне безумно нравился с самого раннего возраста Бобби Макферрин: он трубу не имитировал, он имитировал другие инструменты, гитару, что-то еще, очень здорово работал с резонаторами. И в каком-то довольно юном возрасте в моей голове просто поселилась мысль, что такие вещи вообще возможны. Я как-то пела одну блюзовую песню, а текст забыла, и я начала скэтить и доскэтила до конца песни. Пробовала ли я это делать до этого? Нет. Можете не верить. Причем тот первый скэт был неплох, серьезно.

Как-то выморозил один комментарий. Люди писали, что у меня такой голос, будто Лану дель Рей изнасиловали Дэвидом Гилмором. Вот так. А почему: там был наш кавер на песню Pink Floyd, где я пела в цветочном венке, у людей сработали две ассоциации, поэтому они так и отреагировали. То есть на самом деле к голосу это не имеет отношения.

Последние два выступления мы играли вдвоем с пианисткой. Одно из них было в Нарымском сквере. Шел дождь. При этом такой дождь, что я думала: «Ну, сейчас как стуканет током через микрофон». Но нет, не в этот раз. У меня с собой был мой любимый венок из белых роз, но я его не надела, думаю: «Много народа, я как-то зажато себя чувствую, не буду на голову этот кокошник водружать. Зачем привлекать к себе лишнее внимание, я тут так, в стороночке попою». А в середине выступления, между песнями, ко мне подходит одна знакомая девочка и дарит венок из бордовых роз. Это был удивительный момент, который меня очень впечатлил, задел в хорошем смысле. В этом было что-то такое интимное, что-то прекрасное.

Меня на самом деле зовут Холли. Вы даже не представляете, насколько часто я отвечаю на этот вопрос.


Следующее Предыдущее Главная страница